Болельщики все еще возлагают надежды на «Макларен», в то время как у «Альпин» дела совсем плохи. Способны ли занять лидирующие позиции бывшие чемпионские команды «Формулы-1»?
В Ф-1 присутствует несколько типов команд: аутсайдеры, лидеры и середняки. Первые два демонстрируют определенные амбиции в борьбе за первенство, последний же звезд с неба не хватает. Однако позиции «середняков» в турнирной таблице крайне редко проседают ниже ТОП-5. Такими командами являются составы «Альпин» и «Макларен». В этом сезоне они заняли четвертое и пятое место соответственно.
Существуют ли у данных составов шансы занять лидирующие позиции? Способны ли гонщики этих команд превзойти себя или их и дальше ожидает полная стагнация?
Попытаемся подробнее в этом разобраться… Забегая наперед: вероятно одна из команд действительно способна взойти на пьедестал, но точно не обе.
Стагнация французской команды
Начнем с «Альпин». Гоночный коллектив из Энстоуна ранее назывался «Бенеттон» и неоднократно побеждал в девяностых. С двухтысячных он выступал в качестве команды «Рено». С тех времен «Альпин» свалился с пьедестала в середину турнирной сетки, не сумев выбраться оттуда.
С 2007 года команда не смогла стать призером ни разу. Лишь иногда ее результаты проседали, но максимум до восьмого места. Такое случалось, независимо под каким наименованием команда выступала.
Выбраться из «болота» не помог и Фернандо Алонсо — некогда легенда «Альпина». Наличие неопределенных проблем в коллективе налицо. На это указывает повторный уход бывшей звезды, а также нового перспективного пилота Оскара Пиастри. Примечательно, что оба они перешли именно к прямым конкурентам.
Возможные причины провалов
Финансовая обстановка, ментальная атмосфера в коллективе или руководство — причины стагнации неясны. Главное, что «Альпин» лишился пары гонщиков за малый срок. В команде все еще есть Эстебан Окон — победитель Гран-при. В ближайшем году победителем может стать Пьер Гасли. Однако два талантливых пилота не исправят тяжелой ситуации в команде.
Перспективные гонщики начнут конфликтовать между собой, вспомнив былые обиды. Помимо отсутствия командного духа между пилотами, они также лишены необходимых лидерских качеств, способных существенно повлиять на настрой команды в позитивном ключе. Вкупе с несбалансированным составом все приводит к отсутствию высоких результатов.
Помимо проблем в составе, у «Альпин» нет достойного харизматичного руководителя. Безусловно, Отмару Зафнауэру профессионал и знаток своего дела. Но если сравнивать его с настоящими акулами «Формулы-1» Кристианом Хорнером и Тото Вольфом Отмару, явно им проигрывает во многом.
Пока «Альпин» не может рассчитывать на то, чтобы снова взобраться на победный путь. На текущем этапе коллектив обречен находиться в середине таблицы результатов довольно длительное время. Однако никто не отменяет шансов на возможный успех команды.
Команда может рассчитывать лишь на сохранение накопленного «величия» и надеяться на отсутствие интереса у руководства распродать коллектив вовсе каким-либо инвесторам. «Рено» уже имеет за спиной подобную практику и вполне может поступить так, снова не желая и далее вкладываться в стагнирующий проект.
«Макларен» — эксперименты британцев
Дела у «Макларен» обстоят несколько иначе. Как и «Альпин», они давненько не забирали первенство. Последний титул команда зарабатывала практически пятнадцать лет назад, а точнее, в 2008 году (Кубок конструкторов «Макларен» не завоевывал и вовсе с 1998 года).
В совокупности у англичан дела несколько лучше, нежели чем у французов, выступающих под эмблемой «Рено». Они гораздо чаще были ближе к призовым местам и даже побеждали. Но все изменилось в один неприятный пасмурный день в городе Уокинге. По непонятной причине в руководстве «Макларен» не удосужились позаботиться об усовершенствовании болидов в заключительный год действующего регламента. Это привело к провалу команды в 2013-ом году. Она впервые практически за десять лет завершила сезон на пятом месте.
После неудачного тринадцатого года «Макларен» продолжит череду неудач, снова спроектировав не лучший болид (на этот раз в 2014-ом году). Растраченные деньги не помогли привнести существенных положительных изменений. После компания продолжила безуспешные попытки улучшить движок, который так и не помог вернуть статус победителей.
Удачным, как ни странно, оказался пандемийный год. Команда впервые с 2012 года смогла оказаться в призерах «Кубка конструкторов». Успех продлился до 2021 года, до момента перехода на «Мерседес». Команда снова взяла четвертое место, а в последнем сезоне и вовсе потеряла еще одну позицию, взяв пятое место.
Перспективы англичан
В работе «Макларен» наблюдается определенный спад. В то же время это не вполне объективная картина. Если взглянуть на обстановку немного шире, выяснится, что у Норриса не было хорошего второго пилота. Риккардо так и не смог справиться со своей задачей на высшем уровне.
Помимо ситуации с гонщиками, наблюдается видимый рост у одного из прямых конкурентов — «Феррари». Вместе с этим «Макларен» не может выступать на данный момент в полную силу. Команда ожидает серьезный апгрейд к 2024-му году. В разработке находится обновление инфраструктуры и создание многообещающей аэротрубы. Однако уже после всей проделанной работы, как говорит Ландо Норрис, не будет оправданий.
Пока за «Макларен» внимательно следят, до 2024-го года особых громких побед не ждут. Скорее всего, команда станет медленно, но планомерно повышать свои результаты. Однако существенный рывок у «оранжевых» случится в 2026-м году, а точнее сразу в первом сезоне после обновления моторного регламента. Вместе с этим уже будет полностью обкатана аэродинамическая труба, а самое главное, сыграет свою роль обновление инфраструктуры. Это все позволит британскому коллективу добиться крупных побед.
Важно подчеркнуть, что «Макларен» не ограничил себя составом пилотов, в отличие от французской «Альпин». Помимо того, что «оранжевые» выдернули у французских соперников перспективнейшего Оскара Пиастри, у них есть четкое и тонкое понимание вокруг кого следует выстраивать состав.
Невооруженным взглядом видно, как Норрис от года к году подтверждает статус лидера и главной звезды своей команды. Совместно с новым молодым напарником он способен в грядущем году вдохновить многих.
Два талантливым пилота за бортом улучшенных болидов под руководством опытных Зака Брауна и Андреаса Зайдля однозначно приятно удивят. Так что болельщиков в 2026-ом году ожидает приятный сюрприз.
Подведение итогов. Кто проявит себя лучше?
То, как проявят себя французский «Альпин» и английский «Макларен» на деле покажет время. Пока же более выигрышными видятся позиции «Макларен». Они способны добиться победы. Французской «Альпин» требуется провести серьезную работу над ошибками, прежде чем ожидать каких-либо успехов.
Что на этот счет думаете вы? Как считаете, кто способен выбраться из «болота» неудач «Альпин» или «Макларен»?