Сезон уходящего года в «Формуле-1» не запомнился ничем особенным, если бы не уход знаменитого Фернандо Алонсо из клуба, занявшего четвертое место. Об этом известно с первых чисел месяца, и это сообщение стало для многих полной неожиданностью. Что заставило Алонсо предпочесть французскому «Альпину» британскую команду «Астон Мартин»?
В догадках о причинах сенсации недостатка не было. Несмотря на разнообразие высказанных предположений, несомненным оставалось то, что это неожиданное решение не явилось случайной прихотью двукратного чемпиона мира. Испанский гонщик, которому перевалило за 40 лет, отнюдь не собирается ограничиваться завоеванными титулами и наградами. Может быть, Алонсо рассчитывает показать в своей новой команде более высокие результаты, чем те, которые он демонстрировал в последнее время.
О причинах можно только догадываться
Согласно мнению специалистов, с этой точки зрения переход в «Астон Мартин» не сулит Алонсо никаких особых преимуществ. Несмотря на то, что команда Лоуренса Стролла на финише сезона 2022 года явно прибавила и собирается наращивать достигнутый прогресс и в будущем, ее потенциала явно недостаточно, чтобы претендовать на выход в первую тройку «Формулы-1», по крайней мере в ближайшие годы.
«Альпина» же, которую покинул Алонсо, все последние годы неизменно занимает места в первой пятерке «Формулы-1». Не более убедительной причиной представляется и появление в Барселоне модернизированная версии машины «зеленых», которая подозрительно напоминает Red Bull RB18. К тому же команда только-только начинает ее осваивать, хотя Майк Крайк заявляет, что в этой модели нет ничего принципиально нового.
Скорее всего, решение об уходе было принято под влиянием усиливающегося дискомфорта Алонсо относительно своего положения в «Альпине». Возможно, что ему показался обидным намек на его возраст, в то время как он рассчитывал на заключение длительного контракта. Может быть, гонщику стали известны какие-то настораживающие детали, которые говорят о том, что за внешне блестящим фасадом команды не все так уж благополучно. В любом случае простор для предположений весьма широк.
Будет ли будущее Алонсо светлым?
Какое место будет отведено Фернандо Алонсо в составе британской команды? С одной стороны возраст, опыт и заслуги гонщика говорят о том, что он мог бы стать ее организующим центром и преуспеть в этой новой для себя роли. Однако есть несколько немаловажных факторов, которые позволяют считать такую перспективу маловероятной.
Здесь напрашивается аналогия с приходом в 2010 году в таком же качестве в команду «Мерседес» Михаэля Шумахера. Знаменитому гонщику удалось выстроить чемпионскую команду, хотя достигнутыми результатами он сам не воспользовался. Однако в успехе Шумахера немалая заслуга принадлежит его другу Россу Брауну. У Алонсо такого помощника сейчас нет.
Во-вторых, у Фернандо отсутствуют необходимые успешному управленцу качества. Он талантливый гонщик, возраст которого отнюдь не сказывается на его результатах. Успех команд, за которые он выступал, был связан с его ездой на треке, а не с организаторскими способностями. К тому же в «Астон Мартин» Алонсо придется работать в паре с сыном владельца команды. Не составит труда догадаться, к кому из этой пары Стролл проявит больше лояльности. Пребывание Фернандо в «Феррари», «Макларене» и «Альпине» показывает, что его результаты возрастают пропорционально «тепличности условий», в которых он оказывается.
Прибавим к этому его необузданный нрав, неумение прощать ошибки товарищам по команде и неспособность сдерживаться при высказывании своего недовольства в интервью журналистам. Одним словом, шансы Алонсо гармонично вписаться в коллектив «зеленых», пока мало напоминающий оранжерею (достаточно вспомнить последнюю гонку Себастьяна Феттеля), мягко говоря, не очень велики.
Станет ли эта команда последней для гонщика?
Как ни печально, не стоит сбрасывать со счетов и возраст Фернандо Алонсо. Конечно, и на пятом десятке прожитых лет он способен превзойти многих молодых гонщиков. Настораживающими сигналами стали инциденты с двигателем GP2 на этапе в Японии, провал при возвращении в «Макларен» – все это говорит о психологической усталости, которая может достигнуть точки невозврата в любой момент. И чем скромнее будут результаты, тем быстрее пойдет этот процесс.
Скорее всего, «Астон Мартин» станет последней командой в карьере испанского гонщика. По завершению контракта Алонсо в 2025 году в списке действующих знаменитостей «Формулы-1» станет на одну фамилию меньше. Остается надеяться, что Стролл-младший наследует везение своего нынешнего знаменитого напарника.