Небольшие рождественские каникул традиционно команды «Формулы-1» посвящают тому, чтобы решить выявленные кадровые проблемы. Смена руководства «Феррари» удивления ни у кого не вызвала, поскольку такое решение стало очевидным уже давно. А вот изменения в трех других командах, произошедшие в течение последних дней, стали для многих неожиданным сюрпризом.
«Феррари» рассталась с Маттиа Бинотто
Разговоры об ожидаемой отставке Маттиа Бинотто ходили уже давно и наконец получили свое подтверждение. На его место в «Скудерии» был назначен Фредерик Вассер, находившийся во главе «Альфа Ромео». Решающую роль в выборе этой кандидатуры сыграла его известность для тех, кто принимает стратегические решения в кадровых вопросах «Феррари». Поначалу, однако, предполагалось, что боссы команды подыскивали более мощный в медийном отношении вариант. Называли имя Кристиана Хорнера, ныне возглавляющего «Ред Булл».
В пользу Вассера говорит его огромный опыт руководящей работы в автоспорте, и в частности в «Формуле-1». Однако задачи, стоявшие перед ним в скромном «Альфа-Заубере» и «Рено», по своим масштабам и амбициозности едва ли можно сравнить с теми, которые поставит перед французом руководство «Феррари».
Прежде всего Вассеру предстоит разобраться в причинах, которые не позволяют итальянской команде реализовать технические преимущества своих автомобилей. Бинотто оставил своему преемнику превосходное наследство – высокоскоростные машины, оснащенные мощными двигателями. Вероятно, основные проблемы связаны с выбором тактики и ошибками, которые допускают гонщики.
Полномочия Вассера в принятии решений, по сравнению с Бинотто, несколько ограничены. Часть управленческих функций находится в руках исполнительного директора команды Бенедикто Виньи, хотя предшественник Вассера подчинялся лишь первому лицу «Феррари» Джону Элканну.
Решения в «Альфа Ромео»/«Заубере» будет принимать «Ауди»
Освободившееся после ухода Вассера место в «Альфа Ромео»/«Заубере» не останется вакантным. Перед ее новым лидером также стоит непростая задача: превратить скромную частную структуру в заводскую команду немецкого концерна «Ауди». Естественно, что и все кардинальные решения будут принимать новые хозяева.
Одной из таких принципиальных кадровых перестановок уже стало давно готовившееся назначение в «Заубер» Андреаса Зайдля, ныне возглавляющего британский «Макларен». Действие контракта Зайдля с нынешним работодателем предусматривало его работу до 2025 года, однако руководство «Ауди» сумело найти весомые аргументы, чтобы уговорить Уокинга на досрочное расторжение договора и трансфер Андреаса к конкурентам в Хинвиль.
На новом месте работы полномочия Зайдля значительно расширятся. Если в «Макларене» он находился в подчинении у генерального директора компании, то в «Заубере» он становится СЕО. В его ведении будет находиться решение глобальных вопросов, а на «операционку» ему еще предстоит подыскать достойную кандидатуру. С определением круга полномочий трудностей возникнуть не должно, поскольку подобную должность сам Зайдль занимал в «Макларене». Ходят слухи, что наиболее вероятным претендентом является руководитель итальянской Prema Powerteam Рене Розин, заслуживший повышение ее успехами в младших сериях и юниорских соревнованиях.
Почему «Макларен» легко расстался с Зайдлем?
Что заставило руководство британской команды так легко досрочно распрощаться с Зайдлем, не выдвинув никаких условий? Свою роль в этом сыграли следующие два фактора. Прежде всего, это хорошие человеческие отношения Андреаса, которые сложились у него с главным исполнительным директором команды. Зайдль заблаговременно сообщил Заку Брауну, что не планирует продлевать контракт после 2025 года. Зак, как прозорливый руководитель, начал искать замену заранее и уже был готов к подобному развитию событий. Кандидатом на освобождающуюся должность стал Андреа Стелла, исполнительный гоночный директор команды, имеющий семилетний опыт работы в «Макларен». Об этом было объявлено 13 декабря.
Назначение итальянца не сулит никаких неожиданностей фанатам «Макларена». Занимая ответственный пост, он тесно сотрудничал с Зайдлем, а до своего прихода в «Макларен» в 2015 году десять лет проработал инженером в «Феррари». В его активе сотрудничество с такими звездами как Михаэль Шумахер, Ким Райкконен и Фернандо Алонсо. Конечно, решение инженерных проблем – это не то же самое, что и управление всей командой. Однако выбор, сделанный в пользу Стелла, представляется вполне обоснованным.
Рискованное решение «Уильямс»
Если в «Макларене» кадровые перемены пройдут плавно и не вызовут каких-то серьезных разногласий, то решение хозяев другой британской команды расстаться сразу с двумя ТОП-менеджерами стало громом среди ясного неба. Входящая в ТОП-10 «Уильямс» объявила об увольнении руководителя команды Йост Капито. Вместе с ним покидает свой пост и технический директор Франсуа-Ксавье Демезон. Впрочем, вторая отставка вполне ожидаема, поскольку Демезон пришел в «Уильямс» по приглашению Капито. Они вместе успешно сотрудничали над раллийным проектом «Фольксвагена».
Предполагают, что причиной резких перестановок стали внутренние конфликты. В последнее время усилилась текучесть кадров, которую многие склонны объяснять неприятием в команде новых методов управления, попытками Капито и Демезона перекроить сложившийся коллектив по собственным лекалам.
Еще одним весомым фактором в пользу увольнения стало отсутствие ожидаемых результатов от технической революции: команда, девять раз завоевывавшая кубок конструкторов «Формулы-1», в сезоне 2022 года представила откровенно слабую машину. Согласно инсайдерской информации, не стоит ожидать многого и от болида, который должен выйти в сезоне 2023 года. Вероятно, в совокупности все это и привело владельца «Уильямс» к выводу о неспособности нынешнего ТОП-менеджмента достичь поставленных результатов.
Остается только гадать, есть ли в запасе у хозяина команды подходящая замена и насколько сильно отразится подобная революция на результатах команды из Гроува. Остаться в межсезонье без технического директора и руководителя, способного возглавить незнакомый коллектив, – насколько решительный шаг, настолько же и рискованный. Талантливого инженера не так просто найти, как и организатора, которому можно доверить сложившийся коллектив гонщиков. Конечно, можно посмотреть в сторону Маттиа Бинотто, который имеет опыт работы на этих должностях. Однако у него, скорее всего, есть возможность выбирать…
Что выберет Бинотто?
Бинотто заслужил репутацию превосходного инженера, и не случайно сразу после его отставки из «Феррари» заговорили о предложениях, которые он получил. Среди потенциальных работодателей называют «Заубер» («Ауди»), «Альпин» и «Астон Мартин».
Согласно слухам, в немецкой компании швейцарцу предложили возглавить инженерную часть и работать над шасси, силовой установкой. Вопрос в том, захочется ли Бинотто ограничиться лишь техническими задачами под руководством того же Зайдля остается открытым.