В конце декабря в «Формуле-1» прошла вереница кадровых отставок на самом высоком уровне. «Феррари» в один и тот же день заявили об уходе Маттиа Бинотто и назначении на должность руководителя команды Фредерика Вассера. В «Макларене» освобождающееся место Андреаса Зайдля займет исполнительный гоночный директор команды Андреа Стелла. Зайдль же встанет во главе претерпевающей трансформацию группы компаний «Заубер». В настоящее время она известна как «Альфа Ромео», но в скором времени получит имя нового собственника — немецкого концерна «Ауди». Может быть менее значительным, но более рискованным стало увольнение из замыкающей ТОП-10 «Формулы-1» команды «Уильямс» сразу двух руководителей – Йоста Капито и Франсуа-Ксавье Демезона.
Последняя новость стала самой обсуждаемой ввиду своей неожиданности. Переход Вассера был ожидаемым, приглашение Зайдля со стороны руководства «Ауди» также выглядит вполне естественным, как и его мгновенная замена внутри команды собственной креатурой. На этом фоне «обезглавливание» «Уильямса» как-то плохо вписывается в логику кадровой политики коллективов «Формулы-1».
Впрочем, неожиданностью отставка Капито стала далеко не для всех. Британский журналист специализированного издания Motor Sport Magazine Крис Медланд рассказал на страницах журнала несколько занимательных истории, свидетельствующих, мягко говоря, об эксцентричном поведении Капито.
Какие методы применял Йост?
Как свидетельствует Медланд, Капито сделал частью корпоративной культуры команды во время гоночных уикендов пятничную летучку. Как это практикуется во многих игровых видах спорта, ее элементом стала кричалка. На призыв босса «Let’s go» команда должна была дружно ответить: «Racing». Случилось так, что на этапе в Имоле по причине плохой погоды на собрание успели не все члены команды. Руководитель же воспринял это как знак личного неуважения.
Следующий эпизод связан с опозданием Капито на заранее запланированное интервью. Неизвестно, что было причиной плохого настроения Йоста… Он не смог простить журналисту, что тот, не желая терять время впустую, начал общаться с человеком из пресс-службы вместо того, чтобы молча стоять и терпеливо ждать. В результате Капито отменил интервью.
На этапе в Майами Йост, рассерженный квалификационными результатами Албона и Латифи (пришли последними), наложил запрет для всей команды на посещение вечерней воскресной вечеринки, которую организовали владельцы «Дорилтона». По этому поводу он даже прервал брифинг инженеров. Неизвестно, был ли вдохновлен Албон устроенным разносом, но на следующий день он отлично промчался по трассе и вышел на девятое место. Его финиш стал для команды наилучшим в сезоне. Капито смягчился и снял свой запрет, но настроение членов команды было испорчено, на вечеринку отправились немногие. Не были в восторге от управленческих методов руководителя и в «Дорилтоне».
Еще один «камешек в огород» Капито – это запрет наклеек с буквой «S» фонда знаменитого Айртона Сенны. Сделано это было перед презентацией гоночного автомобиля Williams FW44 в феврале нынешнего года. Причем эмблемы с машин изъяли, не поставив в известность представителей организации. Йост заявил, что не имеет смысла лишний раз напоминать гонщикам о трагической гибели пилота. Согласно его словам, достаточно и посвященной Сенне музейной экспозиции. Нынешним же участникам «Формулы-1», вступившим в новую эру, нужно смотреть в будущее. Подобный запрет он ввел и в отношении стикеров в честь Фрэнка Уильямса, размещенных на моторхоумах.
Чтобы не доводить конфликт до точки кипения, владельцы команды решились на увольнение Йоста Капито. Логичным представляется уход и Франсуа-Ксавье Демезона, приглашенного Капито лишь в прошлом году. Его назначение уже тогда не вызвало в команде ни малейшего энтузиазма. Обоих бывших руководителей связывала совместная работа над проектом в «Фольксвагене».
Чего достиг Капито за два года?
Именно триумф «Фольксвагена» в чемпионате мира по ралли стал причиной приглашения Капито в «Уильямс» – Йост считался вдохновителем и организатором победы. «Уильямс» переживал тогда тяжелые времена: в сезоне 2020 года команда не заработала ни одного очка. В «Кубке конструкторов» она оказалась последней.
До сезона 2021 г. в течение трех с половиной лет выше десятого места «Уильямс» не поднималась. Этот сезон оказался лучшим – восьмое место. Казалось, что Капито удастся вытащить команду со дна. Однако в этом году его подопечные снова замкнули турнирную таблицу, хотя по результатам квалификаций и такому показателю как чистая скорость, сезон оказался лучшим из трех последних. И Рассел, и Албон в неудачном сезоне выступили лучше, чем до прихода Капито. Гонка, проведенная де Врисом в Монце, еще три года назад казалась бы невозможной. Так стоит ли так уж радоваться уходу Йоста и кто возьмет после него бразды правления в свои руки?
Капито лично не занимался разработкой автомобилей для того же «Фольксвагена», не делал он этого и в «Уильямсе». От него требовалось выстроить управленческую структуру, и для этого он имел достаточный опыт. Вот только были ли у него необходимые ресурсы и столь же необходимая поддержка владельца команды? Так ли уж эксцентрична реакция Йоста на то, что сотрудники в день ответственных гонок не являются вовремя на работу? Заслуживают ли гонщики «Формулы-1», занимающие последние места, отдыха на вечеринках? Подобные меры, введенные руководством, например «Феррари», были бы восприняты с большим пониманием, а может быть, и одобрением. В любом случае Капито оставляет «Уильямс» в лучшем состоянии, чем организация была до его прихода.