Пилот «Формулы-1» рассказывает о личном опыте в IndyCar

Сегодня сложилась практика выбирать для американского первенства более упрощенные автомобили. Благодаря такому подходу, пелетон превращается в незабываемое зрелище…

Герой этой статьи – гонщик из Франции Ромен Грожан. Стаж его выступлений в «Формуле» 10 лет. Фанаты помнят его стоящим на одном пьедестале с Кими Райкконеном, вспоминают опасный момент в Бахрейне, чуть не стоивший ему жизни. Грожан сумел пережить отстранение на старте карьеры, когда он был наказан за завал.

В конце 2020 года Ромен закончил с «Большими призами», но продолжает карьеру в американской IndyCar…

Чемпионат считают догоняющим по уровню «Формулу-1». Для спортсменов это возможность обнулить и заново начать карьеру, благодаря IndyCar вернулись к успешным выступлениям Эриксон и Сато. Грожан отлично смотрится в такой компании, похоже, что он нашел свой формат. Те зрители, которые давно за ним следят, уверены: со временем гонщик только улучшит свои выступления.

Но что же сам Грожан думает об американской моносерии? Каковы практические отличия? Пилотам чемпионата приходится быстро менять стили вождения, чтобы оставаться конкурентоспособными в Америке… Что расскажет об этом сам гонщик?

«В ходе прохождения медленных поворотов IndyCar значительно быстрее»

С IndyCar ты оказываешься быстрее, проходя медленные повороты. Если ты переходишь в сюда после «Формулы», приходится перестраиваться: усилителя руля у тебя больше нет. На практике это означает изменение плана тренировок, нужна совсем другая физ. подготовка.

На Ф-1 все перегрузки приходятся на шею. В IndyCar отсутствует прижимная сила такой степени, но нужны сильные руки. Нагрузка ложится на плечи и предплечья, ведь не так просто развернуть машину, когда трицепсы слабоваты.

С технологической точки зрения машины «Формулы» заметно превосходят машины IndyCar. Тут проще все, от трансмиссии и до подвески. Стандартный аэродинамический пакет, нет гибридных систем.

Аэродинамика IndyCar создавалась ради гонок, но не ради увеличения скорости. У нее проще получается догонять соперников, потому что большое механическое сцепление с поверхностью. Команды должны следить только лишь за своевременной заменой амортизаторов.

Настроек в машине нереальное количество, но у всех одни и те же возможности. Допускается экспериментировать только с амортизаторами, команды извлекают из них все возможное.

Меня впечатлило, – признается гонщик, – какое у IndyCar механическое сцепление при прохождении кочек или медленных поворотов. Я уверен, в шпильках эта машина едет быстрее прежних, к которым я привык. Но вот быстрые повороты не позволяют набирать ту привычную скорость, прижимная сила конечно заметно меньше «Формулы-1».

Грожан поясняет, что настройки «Формулы» меняются непосредственно на руле, под рукой баланс тормозов: на контроле дифференциал и другие возможности. Рулить в IndyCar проще, конструкция примитивнее. Но гонщики частенько пользуются возможностью сменить положение стабилизатора прямо из кокпита. Это особенно важно на овалах, стабилизатор требует дополнительной регулировки практически на всех прямых отрезках с учетом ветра и прочих факторов.

Еще одна интересная вещь – возможность изменить механический баланс. На обычных трассах это делается прямо за рулем – и вот уже шины используются более эффективно. Ромену нравится, что жесткие настройки можно по-быстрому выставить на отрезке с прямыми поворотами. На медленных участках режим меняется на более мягкий. Эта вариативность регулировок в процессе пилотирования позволяет извлечь максимум из резины.

«Слишком мягкий подход со стороны судей»

Грожан отметил мягкость судей и перешел к рассказу об очередном заметном различии в гонках, а именно, «аэроскрине» вместо «гало». Это идеальное решение для пилота, он защищен от обломков полностью. Конечно, «аэроскрин» – беспроблемное решение для обычных трасс… Только в нем немного жарковато. Изредка приходится приводить в порядок на пит-стопе стекло, если оно запачкано.

Мое предложение, возможно, «аэроскрин» лучше выбирать на овалах, – мягко заговаривает о новшестве Грожан, – а для остальных трасс я бы переходил на «гало».

Дорожные трассы

Что до трасс, их три вида:

• Овальные. Большие овалы еще называют суперспидвеями, им противопоставляются шорт-треки;

• Дорожные трассы схожи с теми, к которым болельщики привыкли на «Формуле». Но покрытие отличается: в IndyCar больше кочек, больше неровностей. Этакий симпатичный олдскул;

• Уличные трассы.

Сам Ромен Грожан признается, что трассы IndyCar ему нравятся больше, особенно дорожные. По сравнению с овалами, это как горный и городской велосипед. Вроде бы и там и тут крутишь педали, но разница колоссальная. В овалах он предпочитает короткие. Там всего пара-тройка траекторий, зато много азарта, много усилий. На суперспидвеях тебе везет, если машина хороша, а вот если техника не лучшая, гонка становится скучной и нудной.

– Я свыкся с трассами с большим трудом, – вспоминает гонщик. – Зато сделал для себя вывод: гонять на них можно только на хорошей машине. Если она так себе, пытаться превзойти ее технические характеристики не выйдет, такие попытки только создают лишние проблемы.

Наверняка Грожан имеет ввиду свой дебют в «500-х милях Индианаполиса». Там ему не удалось сохранить контроль, на середине дистанции машина влетела в отбойник.

Правил в IndyCar меньше, гонки не настолько жестко регламентированы. Именно поэтому часть решений перекладывается на команду судей, стюардов. Сами гонки проходят жестче, чем в «Формуле», порой даже слишком. Рамен в качестве примера приводит момент, как он обогнал Джонсона на «Лагуна Секе» в 2021-ом году. Пусть зрителям это казалось чем-то впечатляющим, фактически обгон не был чистым и безупречным.

Еще один пример – то, как Ньюгарден врезался в него в Нэшвилле. Эту испорченную гонку Грожан не может простить Джозефу до сих пор, а ведь того даже не оштрафовали: болиды шли бок в бок. Зато стюарды в некоторых моментах заметно мягче, чем в прежних соревнованиях. В «Формуле» более жесткий подход.

«Пилоты с высоким уровнем подготовки»

В обеих сериях, уверен Ромен, гонщики просто великолепны. Да, «Формулу» по-прежнему считают лучшей, но там нет, например, Алекса Палоу. На него стоит посмотреть. Перед американским Гран-при он всего-то пару десятых уступил Ландо Норрису в пятничных заездах в Остине. Шины были такими же. Вообще все лидеры IndyCar обладают великолепной квалификацией…

Грожан признает, что машины IndyCar подходят не всем пилотам. Такой болид будет много скользить, при входе в поворот он выдает избыточную поворачиваемость, а в самом повороте – уже недостаточную. Зато как прекрасно выходит из поворота! В общем, трудновато придется в IndyCar тем гонщикам, у кого были сложности с «гуляющей» задней частью машины перед поворотом.

– Но, –отмечает гонщик, – от этого не уйти. Когда-то обсуждали «Формулу-3», отмечали лет 15 назад: если машина быстрая, она всегда избыточно-поворачиваемая. В IndyCar едва начнешь регулировать этот недостаток, как теряешь скорость езды. Нужно просто привыкнуть, что машину ведет, что она скользит. Это ее способ гнать по трассе.

Грожан прекрасно приспособился к особенностям автомобиля, его стиль вождения как раз требует чего-то подобного. В «Формуле» приходится вести себя плавно, в IndyCar – более агрессивно, словно атакуешь. Нужно привыкать к скольжениям, плавная езда тут не срабатывает.

«Вариант Формулы – лучшая просчитываемость»

В IndyCar не предусмотрены зарядки и батареи, а ключ к гонке – запас топлива. О нем приходится думать постоянно.

В новой машине могут использоваться обычные шины, а можно выбрать и мягкие. Но на вторых едут лишь короткий отрезок пути, либо выбирают их для тренировок. Надолго таких покрышек, увы, не хватает. При этом нужно их чувствовать, понимать, как ими пользоваться, чтобы не износить раньше времени.

«Формулу-1» легче заранее просчитать. Здесь предварительно сформированы планы на все случаи, их может быть три и больше. Всю дистанцию нужно их придерживаться, ничего не надо изобретать. В IndyCar приходится быстро принимать решения внутри ситуации. От многого зависит: и когда флаг показали, и сколько топлива остается, когда пит-лейн закроется.

– От меня требуют назвать лучшую машину, но как ее выбирать? Я обожаю обе. Счастлив, что мне дали шанс десять лет гонять в «Формуле». Сейчас я по-прежнему занят любимым делом.

Грожан счастлив оставаться пилотом и развивает карьеру на радость болельщикам. В скором времени мы обязательно увидим достойные результаты.